Возникновение бутылки

Возникновение бутылки

У простой бутылки, оказывается очень богатая история. В числе предков ее предков и глиняные амфоры, и медные кувшины, и деревянные жбаны. Амфоры изготовляли в греческом мире сотнями тысяч ежегодно в каждом центре производства. Их производство размещали близ сырьевой базы, какой-либо служили выходы глин. Даже при тщательном перемешивании глина все-таки имеет неоднородную консистенцию. Однако амфоры Родоса были изготовлены из замечательной глины, близкой по качеству к сырью для производства современного фаянса.

Глину определенным чином перерабатывали: отмучивали и прибавляли примеси. Отмучивание заключалось в том, что глину довольно долго держали в воде, потом воду взбалтывали и собирали глиняную мут, что образовалась. Частицы ее были очень мелкими и однородными, что было очень важно для изготовления красивой керамики.

Для массового производства керамики в глину добавляли специальные примеси, так называемые «отощители». Это могли быть дробленые раковины — конечно, речные, так как наличие морской соли в глине неизбежно приводит к недопустимой хрупкости изделий, -речной песок, известняковая крошка или шамот (мелко толченные обломки керамики). Добавление отощителей разрешало добиться равномерного нагревания и остывание заготовок,  повышало прочность керамики. Иногда тарные амфоры орнаментировали: наносили краской цветные полосы иногда по венчику и ручке, иногда — по корпусу и горлу.

После подготовки глины гончары приступали к изготовлению сосудов. Не все знают, что амфоры имели обостренную ножку и конусообразный, слегка закругленный корпус. Содержание этой формы — удобное составление в трюмы судов, где амфоры располагали «веером», вплотную друг к другу. Именно такая форма разрешала оптимально использовать конструкцию «круглых» кораблей. Амфоры грузили в несколько пластов. И постепенное (на протяжении нескольких столетий) изменение их контуров в сторону строгих конусообразных свидетельствует о стремлении торговцев и судовладельцев к наиболее полной загрузке кораблей.

Как показывают современные исследования, амфоры были сборными. Собирали их из трех-четырех частей, в зависимости от размера амфоры. Основные детали — горло, верхняя и нижняя части корпуса, ну и, разумеется, ручки. На нижней части оставался желобок, на верхней — валик, поэтому их было легко довольно точно стыковать один из одним. Стыки замазывали глиной, после чего они становились совсем незаметные из внешней стороны. Но в таком виде амфоры очень плохо держали жидкие продукты. Чтобы улучшить их качества амфоры сверху покрывали пластом редкой глины, из внутренней обязательно смолили, чаще всего смолой пинки, итальянской сосны. Как правило, для изготовления амфор использовали гончарные круги с ручным поводом. Собственно описаний гончарного производства греки нам не оставили — это было для них настолько обыденно, что не требовало описаний.

Амфоры обжигали в специальных горнах-печах, которые состоят из двух частей: топления и обжигательной камеры с полукруглым сводом. Их разделяла перегородка с отверстиями, называемая продухами. Иногда использовали меха для подачи воздуха. Помимо всего прочего греки знали как окислительный обжиг, который предоставлял керамике ярко красный цвет, так и восстановительный, в результате какого изделия приобретали серые тона. Использовалось и выдерживание сосудов в сильном дыме, полученному при сжигании хвои или сена. Этим достигалось включения в верхний пласта глины мелких долек угля.

Для VIII столетие н.э. можно говорить о существовании широкого амфорного производства в Крыму, недалеко от Судака, и поняло, в Херсонесе. Известны амфоры трех разновидностей. В первую очередь, амфоры для хранения — огромные сосуды объемом до ста литров, близкие по значению к пифосам. (Пифосы — большие сосуды, в которых бродило вино; потом его переливали в амфоры. В пифосе, а не в бочке, как принято считать — жил и философ Диоген). Такие амфоры, как правило, не перевозили в кораблях, а просто закапывали в землю и заполняли чаще всего зерном. Существовали также столовые амфоры, которые по сути представляли собой двуручные кувшины. Основную же массу представляли транспортные амфоры объемом от 40 до 2 литров.

Как только человек научился лить стекло, чуть ли не первыми предметами стекольного производства стали бутылки. Первые модели были невзрачными: толстостенными, кривобокими, из мутно-грязного стекла с пузырями. Однако они уже были небольшими, удобными, а потому быстро завоевали популярность. Но прошло немало времени, пока бутылки нашли современную стройность и благородный пол. По данным историков и археологов, первые бутылки начали делать в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI столетии. Для удобства при перенесении на них делали специальные ушки.

Когда в Венеции появилось стеклянное ремесло и слава венецианских изделий переступило границы Апеннинского півострова тамошние умельцы, как и стеклодувы городов Фаенца и Урбино, приложили немало усилий и мастерства при производстве бутылок. Изготовленные ими бутылки (их отливали в металлических формах) стали художественными изделиями причудливого вида, высокие и утонченные, плоские или почти шарообразными, украшенными выпуклыми рельефными рисунками с изображениями не только цветов и плодов, но и жанровых сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали вина, напитке, приправы. Другие (попроще) служили для хранения редких продуктов. Но и они были в то время довольно дорогими. Бутылки укупоривали пробками из разных материалов, а сверху, как правило, заливали воском, на которые владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Сургуч для этих целей стал применяться намного позднее.

В XVII-XVIII столетиях в стеклянных сосудах стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. Заводское производство стекла в России началось в 1635 году. Приблизительно в тот же время освоили выпуск стеклянных сосудов. Первая отечественная бутылка была выпущена на стеклянном заводе, построенному в районе нынешней подмосковной станции Истра, и назначалась только для аптекарских целей.

К введению метрической системы мер и весов в России в качестве меры жидкостей использовали бутылки двух видов: мерную — одна шестнадцатая часть ведра (или полштофа) и торговую — одна двенадцатая часть ведра. В это время бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они довольно разнообразные по значению, форме (чаще всего обусловленной именно назначением, поскольку определенная форма оказывает содействие обеспечению оптимальных условий хранения продукта), цвета, вместительности. Особенно различаются бутылки для вина: бордоские (цилиндрические, что круто суживаются к горлышку), бургундские, рейнские, шампанские, а также предназначенные для крепких и десертных вин и специальных вин типа малаги, токайских, портвейна, вермута и др.

Намного больше видов бутылок, используемых для ликеров и ему подобных напитков: их количество определяется не столько функциональными особенностями, сколько конкуренцией между фирмами — производителями этой продукции.

Бутылки выпускают из прозрачного и цветного стекла. По вместительности они тоже имеют довольно широкий диапазон: от 0,05л до нескольких литров, причем в разных странах практическая вместительность бутылок одного номинала неодинаковая (это зависит от принятой в стране системе мер). Некоторые бутылки, особенно большого размера, имеют собственные названия (имена) в зависимости от кратности их объема (стандартная вмещает 1/6 галлона, который представляет в разных странах от 0,63 до 0,76 литров). Имена им даны библейские: Магнум (вмещает 1/3 галлона, т.е. две стандартные бутылки), дальше вытекают Тригнум (три бутылки), Иеровам (4), Рехавам (6),Мафусал (8), Салманссар (12), Валтасар (16) и Навуходоносор (20 стандартных бутылок).

В России количество видов бутылок, которые выпускаются для пищевых жидкостей, довольно ограниченно: для тихих вин, шампанского, коньяков, водки, ликеров, соков, пива, безалкогольных напитков и минеральных вод, растительного масла, молока и др., в отличие от парфюмерно -косметической и фармацевтической промышленности, где разнообразнейший стеклянной тары множество. Современные бутылки кроме функциональной несут и эстетическую нагрузку, будучи предметом украшения стола, интерьера.

Есть любители коллекционировать разнообразные бутылки. В Мадриде существует музей бутылок, где экспонируется больше 10 тыс. экземпляров со всего света. Среди них есть такие, что служили «конвертами» в бутылочной почте. В самой любимой бутылке коллекционера — голландский ликер Золотой, выпущенный в 30-х годах. Под стеклянным колпаком в бутылке — фарфоровая танцовщица. Если завести пружину «музыкального сундучка», балерина начнет кружиться под музыку и кажется, что она танцует прямо в ликере. А вот факт для любителей рекордов: самая большая в мире бутылка изготовлена двумя стеклодувами со Швейцарии — высотой 153 см и вместительностью 111 л.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Возникновение бутылки